Как вернуть страховку, которую навязал банк?
При оформлении кредита зачастую заемщик помимо самого кредита получает также и страховку. Ее получение может быть прописано в самом договоре, либо же менеджеры банка заставят заемщика подписать сторонний документ, уверяя, что эта мера обязательна. Так или иначе, страховка просто навязывается, но от нее можно отказаться.
Возврат навязанной страховки: нюансы процедуры
Если после совершения сделки заемщик вдруг обнаружил наличие навязанной страховки или же просто передумал ее приобретать, он может отказаться от нее и потребовать вернуть всю сумму, потраченную на страховку.
В каких случаях и почему это можно сделать
До 2016 года после того как заявление на страхование было подписано, отказаться от него было практически невозможно. Заемщик мог попытаться решить этот вопрос через суд, а это – процесс выматывающий и непростой. К тому же суд не всегда выносил решение в пользу заемщика, ведь доказать, что страховка была именно навязана, не так уж просто.
Теперь же, начиная с 1 июня 2016 года, все заемщики защищены специальным законом.
В ноябре 2015 года Банком России было издано Указание No 3854-У «О минимальных требованиях к условиям и порядку осуществления отдельных видов добровольного страхования».
Таким образом, на все новые договоры, заключенные после 1 июня 2016, распространяются данные указания. Теперь, обнаружив в своем договоре пункт об обязательном страховании, или же столкнувшись с навязыванием страховки, заемщику не обязательно отказываться от кредита. Он может подписать все необходимые документы и уже после этого отказаться от страхования и гарантированно вернуть свои деньги. Однако сделать это можно только до истечения так называемого периода охлаждения, подробнее об этом пойдет речь чуть позже.
Помимо кредитной страховки существуют и другие виды добровольного страхования, на которые также распространяется данный указ:
- Страховка жизни заемщика (на случай смерти, получения инвалидности, недееспособности, страхование от несчастных случаев).
- Медицинская страховка.
- Страхование финансовых рисков.
- Страхование на случай потери источника дохода.
Это наиболее распространенные типы добровольного страхования, но помимо них существуюn также и типы обязательного страхования, от которого отказаться не получится, к ним относятся:
- Автокредит.
- Кредит под залог имущества.
- Ипотека.
То есть страховать в этих случаях нужно свой залог.
Куда обращаться и с каким требованием
Чтобы отказаться от страхования и вернуть за него деньги, нужно следовать следующей инструкции:
- В течение периода охлаждения равного 14 дням обратиться в страховую компанию, предоставившую страховку. Именно она, а не банк, отвечает за страховку. Там же можно взять бланк заявления отказа от страховки, но на всякий случай не помешает принести свой, образцы таких бланков без труда можно найти в Интернете.
- Написать заявление об отказе от услуг добровольного страхования, где обязательно указать реквизиты для перечисления возвращаемых средств. Также следует отметить на заявлении дату его подачи, чтобы документально подтвердить, что заявитель успел обратиться в период охлаждения.
- Выждать срок в 10 дней, в течение которого страховая компания обязана вернуть заявителю деньги. Если по прошествии 10 дней деньги заявителю не были отправлены, стоит обратиться в банк.
Так выглядит схема возвращения страховки в общем случае, но если что-то пошло не так и вернуть страховку таким путем не получается, есть еще 3 способа:
- Внимательно прочесть договор. Если заемщика подключили к программе коллективного страхования или он не успел подать заявление на отказ в четырнадцатидневный период охлаждения, можно попробовать найти в договоре другие основания для отказа от добровольного страхования с возвратом всей суммы страховки. Банки и страховые компании в редких случаях могут самостоятельно устанавливать такие условия. Иногда, например, это возможно при досрочном погашении кредита.
- Подать судебный иск. Если период охлаждения пропущен, в договоре не нашлось условий, регулирующих возврат страховки иными путями, или страховая компания отказывается возвращать деньги, можно попробовать подать судебный иск и оспорить навязанную страховку.
- Обратиться в управление Роспотребнадзора. Навязанная страховка может считаться условием, которое ущемляет права потребителя, и по факту включения этого условия в договор можно инициировать в отношении страховой компании или банка административное дело. Для этого необходимо подать соответствующую жалобу в управление Роспотребнадзора. Далее в отношении банка или страховой компании будет проведена проверка и в случае привлечения их к административной ответственности, заявитель сможет использовать результаты проверки для дальнейшего разбирательства в суде с иском о защите прав потребителя.
Период охлаждения
Как говорилось ранее, с 1 июня 2016 начал действовать указ, позволяющий в течение 5 дней вернуть страховку. В 2018 году этот срок увеличен до 14 дней. Так что если заемщик решит, что данная услуга ему не нужна, ему следует просто написать заявление об отказе и сделать это как можно раньше, чтобы избежать лишней бумажной волокиты.
Стоит отметить, что услуги страхования могут начать действовать в течение периода охлаждения, и тогда заемщик после отказа получит немного меньшую сумму, чем та, которую он заплатил за страховку.
ВАЖНО: Внимательно прочтите договор, убедитесь, что по его условиям заемщик не присоединяется к программе коллективного страхования. К договорам такого типа период охлаждения не применим, потому как в этом случае страхователем выступает банк. Некоторые банки, однако, предусматривают возможность отказа от присоединения к этой программе.
Возврат страховки на первый взгляд может показаться пугающим и сложным процессом, однако это не так. Многие люди уже воспользовались возможностью, предоставленной центральным банком в виде периода охлаждения, и добились отмены навязанной страховки и возврата денег. Главное – не тянуть и изучать договор перед его подписанием.
27 июня, 2018, 15:02, 396 просмотров Понравилась новость? Поделись ей с другими:
Другие статьи
Читать все»