Покупка готового бизнеса: как избежать ловушки
Начинающие предприниматели нередко рассматривают покупку готового бизнеса в качестве разумной альтернативы открытию фирмы с нуля. Вместо того, чтобы тратить деньги на бюрократические процедуры, искать помещение в аренду и нанимать персонал, можно сразу приступить к работе.
Выяснить истинную причину продажи
Причину продажи бизнеса нужно выяснять досконально, используя все возможные источники. Продавец правды не скажет, ограничившись общими словами о невозможности уделять предприятию много времени и желании больше общаться с семьей. Выслушав его версию, стоит поговорить с людьми, незаинтересованными в продаже:
- Служащими компании. Лучше это делать в неформальной обстановке, чтобы люди не боялись рассказать о реальном положении дел. Так можно узнать о задержках зарплаты, текучке кадров, визитах к начальству полиции или судебных приставов.
- Налоговым инспектором. Краткий визит к налоговому инспектору, курирующему предприятие, может прояснить реальные причины продажи. Особенно, если вооружиться коробкой конфет.
- Участковым инспектором. Они могут быть не в курсе мелких трудностей компании, но о глобальных проблемах обычно знают.
Поставить себя на место клиента компании
С другой стороны баррикад видны многие недостатки в работе предприятия. Поставив себя на место покупателя, вы сможете много узнать о стиле работы компании, увидеть имеющиеся проблемы и оценить, сможете ли вы с ними справиться.
В этом помогут:
- Изучение сайта компании в интернете;
- Изучение отзывов о работе компании;
- Общение с менеджерами в качестве покупателя или заказчика услуг;
- Общение с представителями конкурирующих компаний.
Эти действия дадут возможность представить текущую картину деятельности компании. Зная настоящую причину ее продажи, вы сможете оценить свои возможности по выводу компании из кризиса и принять взвешенное решение о покупке.
Наиболее частые реальные причины продажи:
- Собственники компании хотят разделить бизнес;
- Доходы компании давно и неуклонно снижаются;
- Фирма не справляется с долговой нагрузкой;
- Фирма подвергается атаке конкурентов;
- Личные мотивы собственника.
Оценить масштаб проблем в компании
Когда реальная причина продажи компании выяснена, стоит оценить масштаб проблем и возможные варианты их решения. Возможно, ваш личный опыт поможет с ними справиться. Если проблемы серьезные и путей решения не видно, лучше от покупки отказаться.
Слабый менеджмент
Вполне возможно, что бывшие собственники не слишком хорошо разбирались в сфере деятельности компании. Отсутствие знаний о периодичности спроса на товар или услуги, особенностей хранения и продажи товара, неэффективное планирование, отсутствие работы с персоналом и пущенные на самотек производственные процессы могут привести компанию к краху. Если знания и опыт работы в этой сфере у вас имеются, есть шансы быстро исправить ситуацию и сделать предприятие успешным.
Конкурентные войны
Эта ситуация сложнее, так как для успешной конкуренции помимо оптимизации расходов могут понадобиться значительные финансовые вложения. Нужно понять, сможете ли вы генерировать новые идеи для борьбы за клиентов, есть ли возможность демпинговать и сколько времени.
Проблемы с властями
Проблемы компании и непредвиденные расходы очень часто связаны с деятельностью местных властей, по каким-то причинам нежелающих иметь предприятие на своей территории. Покупать подобный бизнес, не имея крепких связей в местной администрации, крайне неразумно, так как все проблемы перейдут к новому собственнику. Если нужные связи имеются, покупка может оказаться очень выгодной, так как главная причина неудач будет устранена.
Советы покупателям бизнеса
- Рассматривать для покупки только тот бизнес, в котором вы разбираетесь. Идеально, он покупается для расширения уже имеющегося, и вы покупаете дело своего конкурента. Если опыта нет, можно поработать в этой сфере хотя бы несколько месяцев на должности рядового сотрудника.
- Обязательно торговаться, предварительно выбрав лучшее из нескольких аналогичных предложений. Часто продавец назначает цену «с потолка» или ориентируясь на собственные вложения, которые могли быть совершенно неудачными.
- Быть готовым первое время работать в убыток. Что бы не обещали продавцы, не надейтесь на быструю прибыль.
- Создать финансовую подушку в размере не менее 30% от суммы сделки. Она будет расходоваться на аренду, зарплату персоналу, маркетинговые исследования и рекламу в первые 3-6 месяцев.
- Грамотно оценить риск. Если потенциальные убытки могут быть слишком велики, от покупки лучше отказаться.
- Создать команду. Справиться одному нереально, необходимо заручиться поддержкой профессионалов. В команде должен быть хороший финансист, юрист и маркетолог, пусть даже работающие не на полную ставку, но заинтересованные в успехе предприятия.
- Сохранить ключевые кадры компании. Если фирма держится на одном менеджере-звезде с огромными наработками и личными связями, его уход может сократить прибыль в несколько раз.
- Заручиться поддержкой продавца. Оставить за собой право обращаться за нужными контактами, попросить представить вас арендодателю, налоговому инспектору, ключевым клиентам. Особенно важен арендодатель в бизнесе, который привязан к конкретному месту: салоны красоты, стоматологические кабинеты, турагентства. Переоформите договор аренды на себя и зафиксируйте в нем текущую ставку хотя бы на год.
- Независимо от имеющейся суммы, оплату продавцам бизнеса лучше переводить частями. Так у вас будет время убедиться в отсутствии скрытых проблем и долгов у компании.
Независимо от имеющегося опыта, для грамотного оформления сделки купли-продажи юридического лица необходимо привлечь компетентного юриста.
29 ноября, 2019, 08:45, 441 просмотр Понравилась новость? Поделись ей с другими:
Другие статьи
Читать все»