Операции клиентов банков не проходят автоматическую проверку
Попытки банковских организаций автоматизировать процессы выявления сомнительных операций привели к массовой блокировке счетов из-за подозрений в антиотмывочном законодательстве.
Постоянные жалобы на массовые незаконные блокировки счетов были опубликованы на крупных финансовых форумах, а также порталах. Собеседник в Росфинмониторинге подтвердил рост жалоб физическим лицам на блокировку счетов со ссылкой на закон о противодействии легализации доходов полученных преступным путем.
«Жалоб стало много, 80 процентов от клиентов Сбербанк», - сообщил собеседник. Работа с подобными жалобами не относится к установленным полномочиям Росфинмониторинга, все жалобы идут в ЦБ, а работа с ними занимает много времени.
В основном клиенты жалуются на 3 проблемы: блокировка карт при внесении крупных сумм или перевод крупных сумм к третьему лицу. По словам клиентов, банковская организация требует предъявить пояснения и копии документов, подтверждающих источник поступления средств. Срок рассмотрения документов – два-пять рабочих дней, но после рассмотрения банк принимает отрицательное решение с формулировкой пояснения, что «документы не поясняют экономического смысла». Согласно требованиям закона, контролю подлежат операции на сумму от 600 тысяч рублей, но банк в полном праве остановить транзакцию и на меньшую сумму в случая выявления подозрений, далее идет запрос нужных документов или цель сделки.
Лидерство Сбербанк от своей части связано с его доминированием на рынке.
«На Сбербанк приходится около 65 процентов платежей», - сообщает представитель Абсолют-банка Ушкова Татьяна. Рост жалоб специалисты по большой части связывают с процессами автоматизации в банке.
«Рост жалоб клиентов связан с процессом автоматизации, который проходит у клиентов в банке и их централизацией», - сообщает уполномоченный представитель АРБ Алексей Тимошкин.
«Мы поэтапно переводили операции в ЦОД по контролю, проверка всего операций идет через него», - сообщил представитель Сбербанк.
Полная автоматизация процессов в разы снизила расходы на проверку.
Сама проверка происходит следующим образом: программа-робот делает сортировку по формальным признакам и блокирует их.
«Это позволяет увеличить качество проверок, но в итоге получаем блок счета, чьи транзакции робот распознал по подозрительным признакам», - сообщает Алексей Тимошкин. Проблемы большие и их признают.
«Порядка 10 процентов платежей разблокируют в Сбербанке после получения документов». Отказаться от автоматизации нельзя.
«Если перейти в ручной режим, то нужно будет неадекватное количество сотрудников», - сообщили в Сбербанк.
В сложившуюся ситуацию мог бы включиться Росфинмониторинг. Можно было бы разработать соответствующие нормативные документы. Скорей всего ЦБ ничего делать не будет, так как не располагает информацией о жалобах клиентов.
В информационной службе регулятора ответили следующее:
«В законе указано, что банковская структура вправе отказаться от требований клиента выполнить ту или иную транзакцию, а также расторгнуть договор с клиентом. Решение принимается самостоятельно банковской структурой в соответствии с установленным внутри контролем».
02 марта, 2017, 10:25, 396 просмотров Понравилась новость? Поделись ей с другими:
Другие статьи
Читать все»